Специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.
Целями специального образования являются:
- реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;
- социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.
Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка, пытаются решить проблему. Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.
Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны.
Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация невролога, а также ортодонта и отоларинголога.
Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания.
Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов.
Это могут быть:
-
токсикоз во время беременности;
-
инфекционные или иные заболевания, проходившие с применением медикаментозного лечения, интоксикация, перенесенные будущей мамой;
-
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
-
преждевременные или затяжные роды;
-
кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);
-
асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания);
Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Негативным фактором для развития речи ребенка являются
частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами:
-
различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;
-
неправильный прикус;
-
короткая подъязычная уздечка.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.
Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА.
Памятка для учеников и их родителей.
Обучение грамоте.
Обучающиеся должны знать:
-
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.
Обучающиеся должны уметь:
-
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
-
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
-
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
-
знать способы их буквенного обозначения;
-
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
-
определять место ударения в слове;
-
вычленять слова из предложений;
-
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
-
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
-
грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
-
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
-
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
-
знать гигиенические правила письма;
-
правильно писать формы букв и соединения между ними;
-
уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.
Навыки чтения:
1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 35-40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Математика.
Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь называть последующее и предыдущее число. Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.
Наименьшее однозначное – число 1, наибольшее однозначное – число 9, наименьшее двузначное – число 10, наибольшее двузначное – число 99.Двузначные числа состоят из десятков и единиц. Хорошо уметь прибавлять и вычитать:
-
В пределах 10 (на основе знаний состава числа)
-
В пределах 20 с переходом через десяток (на основе знаний состава числа)
Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).
Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.
Знать названия компонентов сложения и вычитания.
СЛАГАЕМОЕ +СЛАГАЕМОЕ=СУММА
УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ =РАЗНОСТЬ
Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. (1дм=10см) Понимать смысл составного именованного числа, например: 1дм 5см=15см, 18см=1дм 8см, 20см=2дм.
Уметь решать простые задачи:
-
На нахождение суммы (+)
(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);
-
На нахождение неизвестного слагаемого (-)
(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);
-
На увеличение (+) и уменьшение (-) числа на несколько единиц
(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)
-
Нахождение остатка (-)
(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);
-
На разностное сравнение (-)
(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)
Уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.
Русский язык.
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:
-
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
-
оформление предложений на письме;
-
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
-
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
-
различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
-
звук [й] и буква й;
-
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
-
гласные ударные и безударные;
-
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
-
согласные только твёрдые, только мягкие;
-
согласные, парные по звонкости и глухости;
-
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса;
- определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (20-27 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Окружающий мир.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
-
Солнце, его форма; Луна и звезды;
-
камни и их разнообразие;
-
дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
-
части растений;
-
животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
-
признаки живой и неживой природы;
-
основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
-
виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
-
разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
-
правила безопасного обращения с электроприборами;
-
свойства снега и льда;
-
признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
-
правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
-
как охранять окружающую среду от загрязнения;
-
времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;
-
правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
-
различные виды профессий;
-
связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
-
правила поведения на природе;
-
разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
-
правила личной гигиены;
-
значение сна в жизни человека;
-
назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
-
о роли космоса в жизни человека;
-
о роли экологии в жизни людей.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
различать объекты живой и неживой природы;
-
различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
-
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
-
объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
-
различать водоемы; части реки;
-
выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
-
различать время и времена года; изученные растения и животные;
-
применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; различать виды профессий;
-
объяснять причину возникновения дождя и ветра;
-
различать цвета радуги, звук и свет;
-
различать изученные группы растений и животных;
-
различать изученные виды транспорта;
-
выполнять правила личной гигиены;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
------------------------------------------------------
Уважаемые родители! Если у вашего ребенка наблюдаются следующие трудности в усвоении учебного материала, то вы можете обратиться за помощью к учителю –дефектологу.
Чтение и письмо: уклоняется от чтения; испытывает трудности в понимании взаимосвязи между буквами, в соединении части слова в целое слово; совершает ошибки при чтении, медленно читает; совершает ошибки правописания, исключительные по уровню и количеству.
Математика: совершает ошибки в вычислениях (сложение, вычитание); плохо считает, не понимает взаимосвязи между математическими задачами и вычислениями.
Речь и мышление: говорит короткими и зачастую неправильными предложениями; имеет скудный словарный запас; с трудом выражает свои мысли вслух.
Зрительно-двигательная сфера: неправильно держит ручку и/или слишком сильно или слабо надавливает на нее; затрудняется в написании букв и в организации письменного текста на бумаге (т.е. неразборчивый почерк); медленно выполняет спортивные упражнения и задания, требующие навыков мелкой моторики (например, рисунок и чертеж).
Желаем успехов!